Нейрокомпьютерные системы

         

Четыре типа устойчивости


Навыки обучения нейрокомпьютера должны быть устойчивы к возмущению различных типов. Разработчики нейрокомпьютеров выделяют четыре типа устойчивости:

  1. к случайным возмущениям входных сигналов;
  2. к флуктуациям параметров сети;
  3. к разрушению части элементов сети;
  4. к обучению новым примерам.

В конкретных ситуациях необходимо доопределять возмущения, по отношению к которым нужно вырабатывать устойчивость. Например, при распознавании визуальных образцов можно выделить несколько разновидностей возмущений входного сигнала: прибавление случайного сигнала (шум фона), затенение части исходного изображения, искажение изображения некоторыми преобразованиями.

Для выработки устойчивости первых трех типов полезны генераторы случайных искажений. Для устойчивости 1-го типа генератор искажений производит возмущение входных сигналов и тем самым преобразует обучающей пример. Для устойчивости 2-го типа генератор искажений меняет случайным образом параметры сети в заданных пределах, а для устойчивости 3-го типа - удаляет случайно выбранную часть сети, состоящую из заданного количества элементов (нейронов, синапсов).

В существенной конкретизации нуждается четвертый тип устойчивости, т.к. трудно представить себе устойчивость к обучению любому новому примеру. Если принять гипотезу, что обучение новым примерам будет действовать на старые навыки так же, как случайный сдвиг параметров, то получается, что выработка устойчивости 2-го типа является средством для обучения устойчивости 4-го типа. Другое средство - выработка устойчивости к обучению отдельным примерам, уже входящим в задачник. Это свойство устойчивости 1-го типа состоит в том, что обучение до минимума оценки по любому (одному) из обучающих примеров не разрушает навыка решения остальных. Возмущение здесь состоит в изменении процесса обучения.

Для выработки устойчивости 1-го типа примеры предъявляются сети не все сразу, а по одному, и сеть учится каждому из них до предела. Для выработки важнейшей устойчивости 4-го типа такая периодически производимая "порча" процесса обучения может быть полезной. Опыт показывает, что обучение позволяет выработать устойчивость к весьма сильным возмущением. Так, в задачах распознавания визуальных образов уровень шума на выходе мог в несколько раз превосходить общую интенсивность сигнала, случайный сдвиг параметров - достигать 0.5-0.7 их предельного значения, разрушение - 30-50\% элементов. И, тем не менее, обученная сеть делает не более 10\% ошибок!



Содержание раздела